г. Пермь, Бульвар Гагарина, 44а, 3 этаж

+7 (342) 282-59-99

Круглый стол для руководителей загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных лагерей

29 сентября 2016 года состоялось заседание экспертного совета Ресурсного центра в сфере отдыха и оздоровления детей.

На заседании присутствовали представители семнадцати лагерей,  заместитель министра социального развития Пермского края Сергей Валерьевич Большаков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Владимирович Миков, начальник управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Пермского края Дмитрий Николаевич Жадаев, представители департамента социальной политики администрации города Перми,  эксперты и организаторы отдыха и оздоровления детей Пермского края.

На заседании совета были подведены итоги независимой профессионально-общественной экспертизы услуг загородных детских оздоровительных лагерей.

В 2016 году экспертиза была проведена в отношении 24 загородных детских лагерей, в том числе в шести муниципальных лагерях. 9 лагерей подверглись экспертизе второй раз (впервые в 2015 году), 15 лагерей – впервые.

Экспертная группа состояла из 8 опытных и квалифицированных специалистов:

  1. Ольга Владимировна Жакова;
  2. Элеонора Степановна Копысова;
  3. Елена Геннадьевна Семакина;
  4. Галина Александровна Лызлова;
  5. Лариса Ивановна Сорванова;
  6. Людмила Олеговна Зотова;
  7. Ирина Юрьевна Шурмина;
  8. Светлана Анатольевна Мельникова.

 

20 лагерей из числа проверенных, принимали детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках выполнения государственного контракта, заключенного с Министерством социального развития Пермского края в 2016 году.

Что смотрели? Наличие и содержание программ отдыха и оздоровления, условия (материальные и кадровые) для реализации программы, включенность детей, находящихся в ТЖС, в реализацию программы, их результативность, удовлетворенность детей своим пребыванием в лагере. 

Кратко о результатах экспертизы:

  • Средняя наполняемость 4-й смены в лагерях составила 80%.
  • Особенностью этого лета стало достаточно большое количество (именно в смену августа месяца) детей дошкольного возраста (7 лет), что вызвало необходимость внесения изменений в деятельность лагерей.
  • Все лагеря имеют минимально необходимые материальные условия для безопасного и комфортного пребывания детей и реализации программы. Ряд лагерей имеют развитую, современную инфраструктуру для  организации отдыха и оздоровления детей. Во многих лагерях  в этом году появились веревочные парки, в двух лагерях вновь построены объекты инфраструктуры под программы, утвержденные на этот год.
  • На момент экспертизы все лагеря укомплектованы кадрами вожатых и воспитателей на 100 %. По качественному составу, как правило,  вожатые – студенты, воспитатели – педагогические работники, чаще всего педагоги дополнительного образования, учителя школ, работники образовательных учреждений, учреждений  культуры, спорта и т.д. До 50 % педагогического персонала имеет высшее или среднее профессиональное образование.
  • Позитивный опыт лагерей «Новое поколение», «Салют» и ряда других по организации работы стажеров нашел распространение среди других лагерей Пермского края.
  • В основе деятельности лагерей лежит программа лагеря, как правило, досугово-образовательная или программа отдыха. Следует отметить, что цели и задачи почти всех программ достаточно конкретны, учитывают ограниченный по времени период, соотносятся с прогнозируемыми результатами деятельности. Педагогические коллективы ставят задачи развития личности ребенка,  обогащения их духовного мира и интеллекта, их социализацию.

В программах выделяются физкультурно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, познавательное и ряд других направлений деятельности. В программах нескольких лагерей появились мероприятия профориентационной направленности.

Как правило, используется игровая модель лагеря (сюжетно-ролевая). Одной из центральных идей работы лагеря является развитие ребенка через его постоянную занятость в различных видах деятельности, различных ролях. Механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики дня.

В большинстве лагерей работают кружки (мастер-классы, вертушки) в основном художественной (прикладной) и спортивной направленности. В этом году отмечено увеличение кружков технической направленности (робототехника). Положительным моментом является то, что содержание работы кружков вписывается в общую программу,  работает на достижение общей цели лагеря, и предъявляются результаты деятельности детей в кружках.

По итогам экспертизы состоялась дискуссия, на которой обсуждалась необходимость и формат проведения профессионально-общественной экспертизы услуг ЗДОЛ, в ходе обсуждения было принято решение, что данная экспертиза необходима.

По мнению директора ДОЛ «Огонек» Людмилы Алексеевны Толстиковой, данная экспертиза способствует развитию лагерей и выходу на новый уровень. Хочется отметить, что главной проблемой развития детских лагерей остается проблема кадровой политики и материально-техническая база.

На заседании Павел Владимирович Миков отметил, что руководителям детских лагерей стоит обратить внимание и относиться с большей ответственностью к той информации, что они представляют в открытых источниках. Отмечались случаи, когда представленная информация не соответствовала реальности.  А общественная экспертиза помогает наглядно увидеть лагерь, оценить его с точки зрения получателя услуг. В отношении программы смены было отмечено, что ее должен создавать тот персонал, который будет её реализовывать.

Сергей Валерьевич Большаков считает, что каждый лагерь должен создавать свою  вожатскую команду, работать на ее развитие и сохранение.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в рамках работы экспертного совета было отмечено, что для развития лагеря необходима комплексная работа, которая способствует развитию детских лагерей.

Однозначно, что профессионально-общественная экспертиза детских оздоровительных лагерей нужна, является полезным и эффективным способом методической и экспертной поддержки сферы отдыха и оздоровления детей.