г. Пермь, Бульвар Гагарина, 44а, 3 этаж

+7 (342) 282-59-99

О перспективах нормирования содержания образования в организациях отдыха и оздоровления детей

Последние несколько лет отмечаются усилиями государства по регламентированию сферы отдыха и оздоровления детей. Действительно своеобразный мораторий на нормирование указанной области привел к достаточно сложным проблемам идентификации деятельности по организации и осуществлению отдыха и оздоровления. Не возможность обходиться без ориентиров привела к разработке региональных нормативных документов, в частности:

  • Московский стандарт детского отдыха — «совокупность параметров и требований, которые определяют качество оказываемых услуг в сфере организации отдыха» (в том числе проживание, инфраструктура, питание, перевозка, программа, требования к кадровому обеспечению);
  • Пермский общественный Стандарт детского отдыха (Требования общественности к содержанию, условиям и результатам деятельности загородного детского оздоровительного лагеря);
  • Региональный стандарт детского отдыха в Ивановской области (разработан ОНФ и органами исполнительной власти).

Трагические события лета 2016 года актуализировали в сознании органов государственной власти самого высокого уровня необходимость расставить точки в правовом регулировании детской оздоровительной компании, основной упор был сделан на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» от 29. 12. 2016). При  подготовке этого пакета нормативных уточнений возник и широко обсуждался вопрос о статусе деятельности организаций, занимающихся отдыхом и оздоровлением детей. Фактически ключевой вопрос можно было сформулировать так является ли детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) образовательной организацией?

Именно тогда возникла идея рекреативного образования как особой (новой) ветви образования, так как попытки позиционировать деятельность ДОЛ как реализацию дополнительных общеобразовательных программ во нескольких регионах привели, мягко говоря, к скандалам. Конечно, существует теоретическая возможность отредактировать понимание дополнительного образования (в Законе об «Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ, Концепции развития дополнительного образования детей, приоритетном проекте «Доступное дополнительное образования для детей» и т.д.).

В особой ситуации оказались Федеральные детские центры («Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», «Сириус»). Имея статус нетиповых образовательных организаций они вынуждены позиционировать свои образовательные программы в рамках тех правовых конструкций, которые сегодня действуют, то есть либо определять их как общеобразовательные программы (основные) либо как дополнительные общеобразовательные. В большинстве ФДЦ имеются школы, поэтому существует возможность нормативно определить программу лагеря через основное общее образование, скажем содержание внеурочной деятельности с ее явной воспитательной составляющей хорошо корреспондируется с привычными представлениями о той работе, которая реализуется на уровне первичного временного объединения или так называемых «обще-лагерных мероприятий». 

В ФГОС основного общего образования в рамках внеурочной деятельности называются «направления развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное» (пункт 13), а в программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования предусматриваются «такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни» (пункт 14). Конечно, обе схемы дифференциации содержания образования вызывают много вопросов, но «Dura lex, sed lex» (лат, закон суров, но это закон). Следует оговориться, что разночтения в выделении содержательных частей обусловлены конструкцией ФГОС, где образование представляет собой воспитание и обучение, которые реализуются на уроках и во внеурочной деятельности.

То, что касается деятельности кружков, секций и студий она, хотя и необходимыми уточнениями соответствуют содержанию дополнительных общеобразовательных программ. Скорее всего здесь необходимо вести речь о краткосрочных программах – обеспечивающих пробу ребенка себя в той или иной сфере предметной деятельности и в идеале должна иметь возможность помощи в конструировании индивидуального образовательного маршрута с использованием региональной образовательной инфраструктуры и Интернет ресурсов (конечно, здесь была бы полезна интеграция всех образовательных центров и создания образовательной сети поддержки проб детей в сфере дополнительного образования). В противном случае эта проба оказывается совершенно бессмысленной. Еще одна существенная проблема, с которой сталкиваются нетиповые образовательные организации монтирование деятельности кружков, секций и студий с программами деятельности детских лагерей.  Так как программное обеспечение детских лагерей выдвигает достаточно высокие требования к подразделениям кружков, а содержание дополнительного образования в многих случаях складывается случайно, в зависимости от наличия тех или иных специалистов – педагогов дополнительного образования. Некоторым выходом здесь становится использование ресурсов тех педагогических коллективов, которые реализуют на базе ФДЦ тематические смены, в этом случае каждая команда специалистов может приглашать на свою программу необходимых им педагогических работников. Правда, в этом случае «Артек», «Орленок», «Океан» и т.д. приобретают статус исключительно базы проведения тематических смен, которые готовят и реализуют сторонние организации. К такому статусу готовы далеко не все.

Прежде всего, потому, что каждый Федеральный детский центр представляет собой уникальный уклад жизни детей и взрослых, обеспечивающий образовательный результат (идеология и технология организации деятельности, традиции, субкультура, вписанность в культурный ландшафт и т.д. и т.п.). В этой связи необходимо пытаться примирить не в полной мере адекватную реальности нормативную базу с той деятельностью, которую на самом деле осуществляют педагогические работники ФДЦ.

Возможный путь – опора на представления о содержании дополнительного образования. Основываясь на положениях «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) можно различать образовательные программы «технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности (пункт 9 «Порядка…»).

Рассмотрим насколько органична эта дифференциация для привычной систематизации деятельности детского оздоровительного лагеря (в том числе для обозначения специфики тематических смен).

Наши собственные разработки относительно типологии тематических смен в детских оздоровительных лагерях [Куприянов Б.В. Как придумать лето? программно-методический конструктор// Народное образование. 2012. № 3. С. 49-56] достаточно явно соответствуют, приведем примеры.

Скажем, программы туристско-краеведческой направленности вполне органично просматриваются в рамках тематических смен, включающих туристические походы, экологические или этнографические экспедиции. Сама по себе эта направленность программ позволяет увидеть два сочетаемых, но самостоятельных акцента: спортивно-туристический и краеведческий. Кроме того, в рамках этой направленности хорошо просматривается и программы, которые мы обозначаем как «погружение в культуру» (военно-патриотические, игровые, историческая реконструкция). В рамках программ туристско-краеведческой направленности хорошо просматривается технология коллективной организации деятельности (процедуры организации совместности и совместной деятельности, работы в команде и т.д.), так как это обуславливается и оправдывается необходимостью совместного выживания в условиях повышенных рисков. 

Программы технической и естественнонаучной направленности могут быть реализованы в сменах:

- школьного формата (дети приезжают в лагерь для участия в летней технической школе),

- фестивального формата (дети, имеющие подготовку, даже достижения в сфере технического творчества приезжают в лагерь, чтобы на фестивале продемонстрировать свои результаты и познакомиться с продукцией сверстников, здесь ценятся, прежде всего, качество продукта, своего рода профессионализм),

- формата клубной встречи (дети, имеющие интерес и опыт самостоятельной деятельности, занимающиеся самообразованием в указанных сферах, приезжают в лагерь чтобы пообщаться с такими же как они увлеченными дилетантами, в приоритете лидерские качества, умение зажечь окружающих либо компетентностью, либо личной харизмой).

А вот программы физкультурно-спортивной и художественной направленности отличаются тем, что здесь культурные эталоны сложились давно и поэтому органично выглядят тематические смены в формате спортивных соревнований и фестивалей детского искусства (когда сами дети представляют предпрофессиональные или даже профессиональные результаты), наверное нельзя сбрасывать со счетов возможность проведения смен – «спортивная школа» или «художественная школа», где детям предлагается осваивать отдельные практики физической активности или художественного творчества («Школа Айкидо», «Школа мультипликации»). Школьные и фестивальные форматы вне зависимости от предметности обучения – показа (просмотра) не несут в себе уклада совместной организации жизнедеятельности, здесь преобладают либо индивидуальные либо ансамблевые способы существования детей. Именно поэтому все, что возможно нужно насыщать практиками коллективной организации жизни, чтобы компенсировать одиночество и корпоративную замкнутость.

В рамках физкультурно-спортивной направленности возможны программы деятельности лагеря - формата оздоровления (восстановление у приехавших детей здоровья). В этом случае возникает вопрос о том, можно ли такие программы считать образовательными?

Наиболее очевидный вариант оздоровительной – санаторная программа. (речь не идет о эффекте оздоровления детей, который достигается здоровым образом жизни, повышенной интенсивностью физических нагрузок, рациональным питанием и т.п.). Санаторная программа должна предусматривать целый комплекс лечебно-профилактических процедур (физиотерапия, водо-теплолечение, массажи и т.д.), в этом случае также, как и в школьном и фестивальном формате необходима компенсация индивидуального способа существования ребенка культурными практиками совместности (коллективной организации деятельности).

Достаточно органично выглядит в контексте коллективного уклада жизни формат клубной встречи, здесьв полной мере реализуются практики публичной демократии (модель гражданского общества).

Наиболее адекватны традиционные практики совместности и организации совместной деятельности образовательные программы социально-педагогической направленности, которые, по нашему убеждению, могут существовать в следующих форматах:

- программа социальных акций (единичных, общественно полезных и рассчитанных на общественный резонанс действий) - подростки выступают в качестве добровольцев, волонтеров, оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся, в процессе участия в социальных акциях происходит социальное подкрепление детьми собственных нравственных установок, результатом для детей выступает благодарность, эмоциональные переживания людей, которые получили реальную помощь,

  - программа детского общественного форума (массовое представительное собрание), участниками подобной смены может стать преимущественно член подросткового или молодежного общественного объединения, участник программы - делегат — представитель интересов направившего его сообщества,

  - программа производственно-трудовой деятельности предусматривает создание товарного продукта — получение объективного результата в предметной сфере (сельскохозяйственной, концертно-исполнительской, редакционно-издательской и т. п.).

Все три формата программ социально-педагогической направленности наиболее полной соответствуюттрадиционной технологии коллективной организации деятельности со всеми ее признаками (разведка интересных и полезных дел, коллективное целеполагание, планирование и т.д.).

Отдельного внимания заслуживает место огонька своего рода коллективной рефлексии экзистенциальных ценностей. Огонек органично выглядит в программах туристско-краеведческой направленности, в форматах клубных встреч, социальных акций, детских общественных форумов, производственно-трудовой деятельности – там, где совместный анализ и рефлексия существования в контексте отражения ценностей обусловлены необходимостью совместности (выживания, самоорганизации, созидания). 

Отдельным форматом осуществления программ социально-педагогической направленности выступает формат дачи - доминанта отдыха, произвольной регуляции интенсивности и содержания собственных занятий. Летний дачный отдых предусматривает территорию, внутри которой перемещения участника являются слабо регламентированными, то есть дача предлагает свободу общения, индивидуальную или коллективную самоорганизацию кратковременных занятий. Для дачного формата необходимо наличие множества условий: разнообразие оборудования для времяпрепровождения, специфическая организация пространства, позволяющая каждому отдыхающему иметь неприкосновенную зону жизнедеятельности, достаточное количество взрослых, готовых строить отношения с подростками на основе договоренностей, исходя из уважения их прав и свобод.