ГОЛЫЕ ФАКТЫ
По данным Росстата, в 2017 году в лагерях побывало 27% от общего числа учащихся в школах и это на 8% меньше, по сравнению с 2016-м.
«Согласно прогнозам Росстата, численность детей школьного возраста в ближайшие 10 лет увеличится на 20% и составит 19,8 млн, то есть емкость рынка вырастет. Однако количество детей, выезжавших в частные лагеря в минувшем году, составило около 420 тыс., то есть менее 3% от общего числа российских школьников», – подчеркнула генеральный директор компании «Инкэмп.ру» Елена Рыженкова.
Работу по привлечению потенциальной аудитории, следует начинать с прояснения причин, влияющих на решение родителей. Поэтому Высшей школой экономики (ВШЭ) было проведено исследование на тему «Причина отказа от отдыха в детских лагерях». Это необходимо, чтобы выявить точки роста рынка и выстроить грамотную коммуникацию с потенциальными клиентами. Следующим этапом предполагается сделать исследование, на основании которого можно измерить распространенность причин отказа с учетом регионального аспекта.
ЧЕТЫРЕ ТИПА ОТКАЗА
Всего были проинтервьюированы 24 московских семьи, со средним и выше среднего достатком. Дети из этих семей прежде не бывали в лагерях, либо у них имеется негативный опыт такого вида отдыха. По результатам исследования, выявлено четыре основных типа отказа.
1. «Нелагерный» ребенок недостаточно социализирован или имеет слабое здоровье, например, пищевую аллергию. Это домосед или «цифровой» ребенок, не готовый к реальному общению.
2. «Плохой лагерь» во многом влияет негатив в отношении детских лагерей в целом, сформированный в публичном информационном поле. Красной нитью через все исследование проходит вопрос доверия – родителям не приходит в голову просто отдать дитя в чужие руки, они учитывают «сарафанное радио», личное знакомство с организатором лагеря и т.д.
А ДОВЕРЯТЬ ВАМ МОЖНО?
Тема доверия оказалось ключевой. Потребность в его формировании объединила всех опрошенных людей. Родители хотят, чтобы с детьми работали яркие, интересные педагоги, которые могут чему-то научить, вовлечь в новую интересную деятельность. Но только при условии, что им можно доверять.
Решением этой проблемы может стать разработка карточки с конкретной информацией о лагере, и сведениями о педагогическом составе. Только показав конкретных людей, стоящих за организацией лагеря, можно сформировать доверие к отрасли в целом.
3. Аргумент о «неразлучной семье» говорит, скорее, о тревожности самих родителей, которым сложно расставаться с ребенком, либо они хотят провести каникулы вместе, не имея другой возможности реального общения со своим отпрыском.
Родители волнуются и по поводу дурного влияния сверстников, излишнего или недостаточного внимания к детям со стороны вожатых. Также они обеспокоены вопросами сексуального насилия и раннего сексуального опыта в лагерях, о которых много всего написано в интернете.
4. В качестве альтернативы рассматривают лагеря дневного пребывания, где вопросы безопасности не столь актуальны, да и стоят они дешевле, а также образовательные курсы и различные форматы семейного досуга.
ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ?
Среди прочего спрашивали о том, что такое идеальный лагерь? Мнения родителей разделились кардинально – для кого-то это образовательная программа, для других отдых на природе в палатке, третьи не представляют каникул без моря, а кто-то уверен, что это только дневной лагерь.
«Мы и так знали, что мало родителей отдают своих детей в лагерь. Нас интересовал вопрос, как они обосновывают свой отказ. Ведь отказываются даже обеспеченные люди, значит, кроме стоимости, есть и другие весомые основания. Опрос проводился в виде свободной беседы продолжительностью час-полтора. Именно поэтому мы получили развернутые ответы, чего не смог бы дать стандартный анкетный опрос», – сказал Иван Груздев, директор центра внутреннего мониторинга института образования ВШЭ.
У МЕНЯ ЕСТЬ ОДИН ЗНАКОМЫЙ ЛАГЕРЬ…
Он тоже отметил кризис обобщенного доверия, то есть россияне не доверяют социальным институтам, стараются найти, к примеру, врачей или репетиторов по рекомендации. В полной мере это касается и детских лагерей.
Семьи боятся отпускать ребенка, поэтому необходимо сформировать пространство доверия, чтобы родитель мог выбрать подходящий объект, куда отправил бы ребенка без опасений. Потенциал рынка очевиден, и это исследование станет первым шагом к выстраиванию долгосрочной стратегии по его развитию.
Подробней с исследованием можете познакомиться здесь.
При подготовке текста была использована информация из ежедневной электронной газеты Российского союза турнидустрии RATA.news по материалам Елены Рыженковой, генерального директора incamp.ru.
Что сделать для того, чтобы родитель отправил ребенка в лагерь?
Детские лагеря – весьма непопулярный формат отдыха. К такому выводу пришли эксперты в результате всероссийских опросов. Только 10-15% родителей готовы отправить ребенка в лагерь. Недостаток средств при этом далеко не единственная причина отказа.