Для стандартизации деятельности вожатого в летнем лагере целесообразно опираться на осмысление исторического опыта. Большим потенциалом обладает социально-педагогическая реконструкция образа пионерских вожатых через исследование непосредственных свидетельств прошедшей эпохи – воспоминаний лиц, отдыхавших в детстве в пионерских лагерях СССР. Исследование проводилось в 2017 -18 гг. на территории пяти регионах (г. Москва, Калининградская, Костромская, Московская, Новосибирская области), выборка составила 172 человека в возрасте от 43 до 85 лет. Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство воспитанников пионерских лагерей не могут вспомнить своих вожатых. Тем не менее в памяти тех, кто отдыхал в детстве в пионерских лагерях запечатлелись личные качества пионерских вожатых, их способности и таланты, отношение к воспитанникам и к выполнению своих обязанностей, у отдельных респондентов зафиксированы негативные воспоминания о вожатых; 14% участников опроса рассказали о романтических чувства и отношениях, возникавших между вожатыми и подростками в пионерском лагере. Обследование показало противоречивость позиции вожатых в отношении детских шалостей: с одной стороны, вожатые осуществляли дисциплинарные практики, а с другой - были непоследовательными при осуждении и наказании шалунов, а порой инициировали и непосредственно участвовали в них.
Исследование подготовил Куприянов Борис Викторович, д. пед. наук, профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования,
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
С полным текстом можно ознакомиться в приложении.