В настоящее время схема поддержки семей при приобретении путевки в детский лагерь устарела и не соответствует задачам развития качества услуг, уровня инфраструктуры, содержания программ и уровню подготовки кадров в детском лагере.
А именно:
- по статистике 53 % получателей господдержки (которая осуществляется через сертификаты или компенсацию или выдачу путевки) – это семьи с детьми, имеющие льготные социальный статус. Они имеют 80% или 100% бюджетную поддержку от утвержденной правительством Пермского края стоимости путевки. Кроме этого, они имеют упрощенный механизм получения – без сбора пакета документов, лишь предъявляя справку о своем статусе семьи. Как правило, лагеря с родителей, обладающих 100 % господдержкой, не взимают дополнительную плату – разницу между утвержденной Постановлением правительства Пермского края стоимостью и коммерческой стоимостью путевки. Кроме того, данные категории семей обычно не несут затраты на проезд до лагеря.
Другие же категории семей, имеющие государственную поддержку в 70 % и 30 % тратят не менее недели на сбор документов. Им приходится доплачивать до полной (коммерческой) стоимости путевки гораздо больше, чем они получают от государства. Стоимость господдержки в 30 % ничтожно мала по сравнению с затратами родителей. Причем доля господдержки «стоимостью 30 %» во всех формах оздоровления составляет около 6 % (чуть более 1000 человек).
Таким образом, категорийные семьи быстро разбирают сертификаты или путевки и по максимальной их стоимости. Это та категория семей, которая при выборе путевки в лагерь задается только одним вопросом: «куда вообще ничего не надо доплачивать или доплачивать за путевку минимальную сумму». Мы знаем, что возврат средств лагерю за принятые сертификаты или выданные путевки осуществляется муниципалитетом через 20 дней после приема отчета по проведенной смене. По факту - это через месяц. Таким образом, лагерь перед началом смены не имеет достаточных финансовых средств для качественного и безопасного проведения смены, максимально урезая траты на том, что называется качественная и содержательная программа с подготовленными кадрами вожатых и специалистов, низкий уровень безопасности.
Мы не против адресного подхода поддержки семей. Но мы считаем, что необходимо обеспечить равный доступ к бюджетной поддержке права ребенка на отдых и оздоровление. Выборочный анализ мер государственной поддержки в регионах РФ показывает, что везде оплата путевок за счет бюджета (не категорийным семьям) составляет не менее 50 % от стоимости путевки.
Считаем, что необходимо внести изменения в Статью 9 Закона Пермского края № 602-ПК от 5 февраля 2016 года «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае», где в действующем варианте предусмотрены разные варианты размера государственной поддержки для оплаты стоимости путевок, приобретенных за счет средств бюджета Пермского края в зависимости от категории получателей:
1) 100 % для детей, проживающих в малоимущих многодетных семьях, детей, проживающих в малоимущих семьях и состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав как находящихся в социально опасном положении, для детей-инвалидов
2) 80 % для детей (кроме указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи), проживающих в малоимущих семьях, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав как находящихся в социально опасном положении
3) 70 % для детей, проживающих в семьях со среднемесячным доходом не выше двукратной величины (включительно) прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю на душу населения
4) 30 % для детей, проживающих в семьях со среднемесячным доходом, превышающим двукратную величину, но не выше трехкратной величины (включительно) прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю на душу населения,
5) 0 % для детей, проживающих в семьях со среднемесячным доходом, превышающим трехкратную величину прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю на душу населения
Предлагаем:
1-й вариант: оставить норму, изложенную в пп.1 и 2 части 2 статьи 9 (размер господдержки 100 % и 80 %), а для всех других категорий установить размер господдержки 50 %, упростив механизм предоставления документов заявителем до предоставления свидетельства о рождении ребенка и его прописки на территории Пермского края.
2-й вариант: оставить норму, изложенную в пп.1, 2 части 2 статьи 9 (размер господдержки 100 %, 80 %); Пп. 3 части 2 статьи 9 оставить размер господдержки 70%, но снизить размер дохода до 1,5 кратного размера прожиточного минимума; а для всех других категорий установить размер господдержки 50 %», упростив механизм предоставления документов заявителем до предоставления свидетельства о рождении ребенка и его прописки на территории Пермского края.
Для справки:
В связи с тем, что с 1 августа 2019 года управляющие организации (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы) перестали выдавать справки о составе семьи, установить размер среднемесячного дохода можно только на основании информации родителей о составе семьи, что может быть не объективно. Таким образом, требования, изложенные в Законе, исполнять достаточно проблематично.
При таком подходе существует риск, что средствами краевого бюджета воспользуется меньшее количество потребителей, т.к. количество желающих воспользоваться своим правом на меры господдержки, соответственно услугами, возрастет, а бюджетных средств на всех не хватит. Однако развитие профильных лагерей, которые имеют более низкую стоимость путевки, позволит, на наш взгляд, предложить большее количество мест по более низкой цене, что удовлетворит потребности. Кроме того, закрытие в 2020 году более 4500 мест в загородных лагерях ( в связи с объявлением собственников о продаже трех детских загородных лагерей и закрытие лагеря «Гудок» на 3 года на капитальный ремонт) приведет в любом случае к сокращению количества потребителей услуг. Поэтому дополнительных средств бюджета не потребуется. Чтобы сохранить охват отдыхом и оздоровлением в Пермском крае, будем развивать профильные смены.
А какой вариант поддерживаете Вы?