Российский ребенок 21 века. Какой он?
РОССИЙСКИЙ РЕБЁНОК 21 ВЕКА:
ВНУКИ «ФИЗИКОВ» И «ЛИРИКОВ» - КТО ОНИ?
(согласно исследованиям ученых Российской академии образования)
Сколько раз мы слышали, а нередко и допускали фразы: «Современные дети совсем не такие как мы…», «подрастающему поколению ничего не надо…», «на уме только развлечения…» и т.д. Естественно, что дети нового века, сильно отличаются от поколения века прошлого. Изменилось общество, темп его жизни, идеалы и жизненные приоритеты, наконец, технические возможности человека. Но вот в какую сторону произошли эти изменения, насколько они позитивны? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к выводам специалистов.
Российская академия образования (РАО) — государственная академия наук, объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики. Проанализировав статистические данные последних десятилетий, ученые РАО отмечают далеко не радужные перспективы:
- резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста (способность к умственному восприятию и переработке внешней информации);
- развитие креативности (уровень творческой одаренности) снизилось с "хорошего" до "слабого";
- снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.
Исследователи отмечают:
- недоразвитие воли и произвольности;
- сниженный уровень детской любознательности и воображения;
- неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, т.е. несформированность определенных мозговых структур. Низкий уровень произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно уста¬новленных учеными РАО.
Что говорят ученые по поводу умения школьников общаться, строить свои отношения с людьми?
Социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста крайне низка, можно заметить их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Так более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер. Одна из причин данного явления - приобщение детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Вот данные статистики:
- к началу школьного возраста время просмотра достигает 10 - 12 тыс. часов в год,
- более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором,
- у каждого десятого ребенка-дошкольника все свободное время проходит у телевизора.
В результате возникает особая потребность экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка; происходит обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения; ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти.
Ни для кого не секрет, что здоровье наших детей также оставляет желать лучшего. Исследования позволяют заметить:
- тенденции к снижению темпов продольного роста тела, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы;
- распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10—15%;
- значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; а дисгармоническое развитие отмечается у 26,5%.
При этом увеличивается категория одаренных детей, среди них:
- дети с особо развитым мышлением,
- дети, способные влиять на других людей (лидеры),
- дети - "золотые руки", дети, представляющие мир в образах (художественно одаренные),
- дети, обладающие двигательным талантом.
Утверждение людей старшего поколения о том, что «у подростков только развлечения на уме», не совсем правильное. На первый план у современных детей выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, т.е. фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. Такие как:
- всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального "Я";
- изменения ценностных ориентаций: на первый план выходит образованность, настойчивость, решительность, здоровье, внешность, а чуткость, терпимость, умение сопереживать уходят на последний план.
Уровень технического прогресса, широкий доступ к информации, ранее интеллектуальное развитие делают детей умнее, чем их родители в этом возрасте.
Так, от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше. Однако это вызывает опасность "перекоса" акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию. Опять все не так гладко, как хотелось бы.
Что же делать современному родителю, если школа в большинстве своем занимается сегодня только проблемами образования?
Хорошие возможности для социального и личностного развития ребенка предоставляют детские загородные лагеря, реализующие программы развивающего детского отдыха. Участие в жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря:
- дает ребенку возможность получения нового социального опыта;
- ориентирует на развитие здоровья и двигательную активность;
- способствует самопознанию, развитию эмпатии (сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) и рефлексии у ребёнка;
- формирует опыт успешной творческой деятельности.
Таким образом, деятельность детских загородных лагерей позволяет решить часть проблем в развитии российского ребенка 21 века.